(098) 264-97-87
(098) 264-97-87
Механические узлы машин и технически сложных устройств состоят из ряда двигающихся и сопряженных частей. Их подгонка часто проектируется с учетом допусков, которые обеспечивают надежную работу. Например, при слишком маленьком зазоре между поршнем и цилиндром бензиновый двигатель авто будет страдать от чрезмерного износа и трения, что сократит его срок службы. Если же, наоборот, зазор больше нормы, то продукты сгорания будут выходить во время сжатия и снижать мощность двигателя.
Чтобы убедиться, что зазоры находятся в заданных пределах автослесаря, механики и операторы технологического оборудования полагаются на использование измерительных устройств, таких как измерительные щупы.
Щупы, которые иногда называемые толщиномерами, представляют собой механические измерительные приборы, которые применяют для точного считывания зазора, между двумя параллельными поверхностями, расположенных очень близко друг к другу и где другие измерительные инструменты, такие как штангенциркуль или стальная линейка, не могут быть использованы.
Обычно они продаются в виде набора (поскольку одна пластинка, сама по себе, не особенно полезна), который состоит из серии однородных откалиброванных по толщине лезвий (плоских пластин), соединенных с помощью вала и гайки или заклепочного соединения. Лезвия, толщина которых постепенно увеличивается, могут складываться в рукоятку-корпус для сберегания их от повреждений, или раскладываться веером, когда необходимо провести измерение.
Материалом изготовления лепестков служит высокоуглеродистая сталь, не позволяющая им сжиматься в процессе измерения, что обеспечивает точность измерения зазора.
Некоторые модели наборов щупов имеют стопорную гайку, затягивая которую сохраняют положение лезвия во время использования.
На каждом лезвии выбито или написано краской цифровое обозначением толщины.
Наборы продаются с разным количеством лепестков, обычно 13 или 20, что соответствует общему диапазону зазоров, для которого можно использовать щуп.
Для измерения зазора выбирают лезвие с толщиной, близкой к нему. Если это лезвие не подходит, то используют лезвие, меньшей или большей толщины. Этот процесс повторяют до тех пор, пока не будет определен точный калибр, который плотно входит в зазор и при перемещении встречает сопротивление от поверхностей.
Чаще всего модели отличаются:
длиной измерительных пластин: 85, 100 или 200 мм (короткие и длинные щупы) и их количеством в наборе;
толщиной, которая выполнена в метрической или дюймовой системе измерений;
и формой: плоская ровная или изогнутая, для использования на участках с ограниченным доступом.
Несмотря на то, что чаще всего лезвия изготавливают из высокоуглеродистой стали, доступны и другие материалы, такие как латунь, нержавейка и даже пластик.
Преимущество латуни в том, что она не образует искры во время использования, что ценно для применений, где может существовать взрывоопасная атмосфера. Она также не корродирует во влажной среде и не магнитится, что является желательным свойством для применения в электронике.
Нержавеющая сталь выдерживает высокие температуры, а пластик не корродирует, не образует искр, не царапает и не магнитится.
Некоторые комбинированные наборы щупов содержат пластины из двух материалов, например стали и латуни.
Большинство моделей выполнены в корпусе, лезвия из которого выдвигаются веерообразно, но существуют и альтернативные варианты, где лепестки хранятся по отдельности в сумке с прорезями и не соединены вместе.
В автомобильной промышленности щупы являются одним из основных инструментов в сумке с инструментами автомеханика и применяются для установки зазора клапанов между коромыслами и штоком, а также для регулировки зазоров свечей зажигания.
Порядок действий обычно следующий:
Вытащите и разверните лезвия из корпуса.
Выберите лезвие которое ориентировочно такой же ширины, как и зазор.
Уберите в корпус остальные пластины, чтобы они не погнулись при измерении.
Держите рукоятку так, как держат перочинный нож между большим и указательным пальцами.
Прилагайте минимальное усилие, когда вставляете щуп в зазор. Лезвия различаются по толщине и более тонкие особенно склонны к изгибу при проталкивании в зазор с силой.
Почувствуйте сопротивление движению вперед. Уровень сопротивления должен быть схожим с выниманием листа бумаги из-под журнала.
Лучше начинать с более тонкого лезвия. Если сопротивление незначительное или отсутствует, замените его на более толстый калибр.
Обычно требуется несколько тестов, чтобы подтвердить точный размер зазора.
В отдельных случаях комбинируйте лепестки, складывая их вместе, например, размер 0,0015” и 0,0020” можно соединить, чтобы получить калибр для 0,0035”, которого нет в большинстве дюймовых наборов щупов.